В рамках Недели профориентации 13 апреля учащиеся 11-ых классов выехали в город Чебоксары на защиту своих проектных работ. Мероприятие прошло в ЧГПУ.
Современные образовательные стандарты предполагают исследовательскую деятельность ученика. Считается, что школьник может сам выбрать тему исследования, а учитель должен выступать в качестве полноценного научного руководителя, который может оценить цели, задачи работы, помочь сформулировать ее актуальность, научную новизну, найти литературу, сделать презентацию и вычитать текст.
Каждый человек — исследователь. Навык исследовательской деятельности нужен всем. Конечно, не все люди — ученые, но все мы сталкиваемся с чем-то новым, чему-то учимся, пытаемся разобраться в новом смартфоне, в документации на новой работе или пытаемся найти оптимальный путь из дома на работу. Все это требует базовых навыков, даже если мы этого не осознаем.
Исследовательская деятельность в школе — прекрасная возможность для профориентации: посмотреть на практике, что значит «быть ученым», проверить свои психологические качества, оценить, как проходят исследования в разных науках. Мой опыт подсказывает, что школьник, который сам придумал тему, сам провел исследование, сам смог с ним выступить получает особую мотивацию заниматься этим дальше.
Любое исследование — это поиск информации. Информацию надо найти, систематизировать, откинуть лишнее и выбрать главное. В современном обществе это важнейшие компетенции, которые могут понадобиться в любой профессии.
Исследование — это творчество, навык письма, развитие фантазии, умения ставить вопросы и искать ответы, тренировка знаний по русскому языку (научный стиль речи, монологическое высказывание, логика повествования). Исследование — это еще и его презентация, то есть умение интересно говорить о том, что ты сделал, умение «продать» слушателю результаты своего труда, навыки публичного выступления.
Будучи руководителем нескольких проектных работ, я считаю, что важно привить мысль о том, что исследования — это интересно и захватывающе, а наука — хорошая возможность показать себя и быть полезным. Не так важно, сколько страниц в проекте и сколько слайдов в презентации, важен мотивированный ребенок, способный работать над собой. Одиннадцатиклассницы достойно выступили, ответили на вопросы комиссии и получили незабываемые впечатления от поездки. Они окунулись в студенческую жизнь, которая вскоре им предстоит. Некоторые участники планируют поступать в ЧГПУ и надеются получить дополнительные баллы при поступлении. Молодцы!
Чабатова З.Р., классный руководитель |