В Конституции Российской Федерации утверждается, что Россия – правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В свою очередь, становление и развитие правового государства определяется развитием правовой культуры её граждан и требует знания и понимание прав, обязанностей и законов каждым человеком. Говоря иначе, знание человеком своих прав и умение использовать эти знания на практике, т.е. формирование правовой личности – одна из фундаментальных гарантий соблюдения прав человека[1].
О необходимости решения проблемы на государственной уровне заявил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, когда весной 2011 г. утвердил «Основы государственной политики страны в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»[2]. Этот документ определил основные направления работы в области формирования правовых компетенций, в том числе и для системы образования.
На сегодняшний день в Чувашской Республике тоже реализуются целевые программы правовой направленности (Приложение 1), определяющие следующие задачи:
- повышение уровня правовой грамотности населения;
- повышение эффективности существующего механизма диалога и обратной связи по правовым вопросам между органами власти и населением;
- снижение уровня преступности (в том числе, детской и подростковой).
Значительная часть мероприятий, предусмотренных в этих программах, осуществляется органами социальной защиты населения и органами правопорядка, ориентированы на детей группы риска (девиантного поведения). Таким образом, основная часть обучающихся не включена в деятельность по правовому просвещению. Исправить сложившуюся ситуацию можно, создавая программы и проекты, включающие в деятельность по развитию правовой грамотности, образовательные учреждения, организуя систему взаимодействия с другими заинтересованными лицами. Проект «Организация взаимодействия участников образовательных отношений и социальных партнеров в системе правового просвещения» предлагает вариант решения этой задачи.
Гражданско-правовое воспитание как основа формирования патриотизма подрастающего поколения