На внеурочном занятии по географии в 6 классе прошел урок «Для чего нужны географические координаты». Сначала ребята познакомились с профессиями, которые им важно знать. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. При спасении людей, которые терпят бедствие, важна каждая минута. В ходе обсуждения они пришли к выводу, что географические координаты – это своего рода «адрес» объекта на земном шаре.
Затем посмотрели презентацию, где узнали, что географические координаты ᴎзобрелᴎ еще древние грекᴎ до нашей эры. Понятие широта и долгота возникли в глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в 2 раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине, - широтой. Географические координаты ввел древнегреческий ученый-астроном Гиппарх (около 180 г. до н.э.). Он жил и работал в Александрии. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли. Он определил широту и долготу как градусные величины с делением окружности на 360 градусов, с минутами и секундами как долями градуса.
Во второй части занятия ребята выполнили практическую работу на контурной карте. Учащиеся пришли к выводу, что уметь определять координаты по карте должен каждый человек.
Учитель географии Кузнецова А.Н. |