Сегодня качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Ни с чем несравнимое воспитательное воздействие оказывает на учеников литература. Уроки по ее изучению – это уроки гражданственности, патриотизма, высокой нравственности. Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток.
Очередной урок внеклассного чтения в 10а классе был посвящён рассказу современного волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова «Белая дорога», родившегося в 1938 году в Красноярском крае. Работал токарем, слесарем, электромонтером, учителем труда в школе. Публиковаться как прозаик начал в 1965 году и с тех пор написал более 200 произведений. В первых же произведениях определяется ведущая тема творчества Б.П. Екимова – жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями; самоопределение человека, поиск своего места в жизни, выстраивание своего жизненного пути.
В начале урока, названного «Жизнь прожить – не поле перейти», была создана проблемная ситуация, способ разрешения которой предложено было найти самим ученикам. Для этого им пришлось сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты. Вот некоторые из вопросов, заданных учащимся для рассуждения.
- Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.
- Почему героя называли «малахольный, умом тронутый»? Как к нему относились люди?
- Когда «светлел лицом» герой рассказа? Как вы думаете, с чем это связано?
- Как закончилась история Степы?
- Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ дороги, пути?
- С чем у вас ассоциируется белый цвет? Как с учетом всего сказанного можно интерпретировать выражение «белая дорога»?
- Найдите цитату из произведения, позволяющую нам трактовать образ «белой дороги» как жизненного пути человека.
- Что значит следовать «белой дорогой»? В чем идеал жизненного пути по Б.П. Екимову?
Анализируя результаты, применяя полученные во время занятия знания, учащиеся сделали вывод. По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.
«О чём вас заставил задуматься рассказ «Белая дорога»? Какие чувства вы пережили? А в чем ваш идеал жизненного пути? Есть ли нам чему поучиться у героя рассказа «Белая дорога»?- эти вопросы были заданы ребятам для домашнего сочинения.
Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не обличённый в форму поучительности.
Афанасьева В.Н., Чабатова З.Р. |