Учащиеся 8 и 9 классов во время экскурсии в Санкт-Петербург побывали в Екатерининском дворце – бывшей летней императорской резиденции трёх российских царствующих государынь – Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.
Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка. Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями. Внешний вид императорской резиденции соответствует архитектурной моде XVIII века, но в нем можно разглядеть и личный вклад каждой правительницы.
Один из самых известных в мире шедевров, который можно увидеть во дворце – знаменитая Янтарная комната, жемчужина Екатерининского дворца, её вполне обоснованно называют также одним из чудес света. Но помимо Янтарной комнаты внутри дворца имеется множество роскошных залов и галерей, демонстрирующих многообразие и величие нашей страны. Побывав в Царском селе, учащиеся узнали более чем 300-летнюю историю создания Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея. Познакомились с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Всех удивило, что из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
Гид рассказала, что в 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны решено было расширить здание по проекту М.Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли. 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Учащихся поразила широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады украшены фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями. Над северным корпусом возвышается пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. Учащиеся были под большим впечатлением, узнав, что на позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.
Столь же роскошно украшены и апартаменты дворца. Невозможно было оторвать глаз с парадной анфилады, декорированной золоченой резьбой, получившей название «золотой».
Гид Марина рассказала, что новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами. Созданные интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Учащиеся посетили комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, ныне воссозданные: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня. Эти комнаты позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I создан Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Красота и величие архитектуры, роскошь и богатство интерьеров изумляют и не оставили равнодушными учащихся.
Классный руководитель Азмукова Г.С. |