Этому вопросу сейчас уделяют много внимания. Буллинг связан по смыслу с причинами, вызывающими травлю: подростковая агрессия и групповая агрессия. Русское слово «травля», очень точное, однокоренное со словом «отравлять», заставляет нас подумать о последствиях. Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными». Более того, она способна отравить личность, исказить представление человека о себе, о других, о том, как устроен мир. Долгие годы травля считалась неизбежным злом в детских коллективах, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». В ряде случаев так и есть, однако сейчас появляется все больше исследований, которые показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.
С целью профилактики подобного явления в МАОУ «Батыревская СОШ №1» реализована профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на: снижение агрессивных и враждебных реакций; оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений; формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте; развитие толерантности, эмпатии.
Одной из причин возникновения буллинга, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго.
Совсем избежать ссор и даже драк невозможно, и не стоит ставить такую цель, детям нужно научиться управляться со своей агрессией, отстаивать свои права, ссориться и мириться, и конфликты могут быть полезны для развития.
Итак, чего не надо делать в случае травли: ждать, что само пройдет, искать причины и объяснения, путать травлю и непопулярность, считать травлю проблемой только жертвы, считать травлю проблемой личностей, а не группы, давить на жалость, принимать правила игры.
Мероприятия по профилактике буллинга включают разные формы. Это тематические беседы, совместные поездки и культурные мероприятия, классные часы, родительские собрания, волонтерские проекты, психологические тренинги на сплочение коллектива, семинары.
В профилактике школьного насилия важно отметить определяющую роль благоприятного климата в семье ребёнка и доверительных отношений с родителями. Также ответственность родителя заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на признаки того, что ребенок подвергается буллингу, и обратиться за помощью в школу, чтобы совместной работой оказать ему помощь.
Если вы заметили, что ребенок начал замыкаться, прячет свои вещи, начинает чаще болеть и искать поводы остаться дома - это все звоночки, на которые стоит обратить внимание. Запаситесь терпением и постарайтесь вывести своего ребенка на разговор. Не ругайте, не кричите, не впадайте в истерику, вы - последний островок безопасности, именно ваша реакция спокойствия и силы может внушить ребенку, что все поправимо.
Педагог-психолог Гаврилова А.Н. |