Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. В МАОУ «Батыревская СОШ №1» этому вопросу уделяется особое внимание в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Что ощущает пятиклассник, оказавшись в средней школе? ОН как космонавт, перелетевший с одной, знакомой и обжитой планеты, на другую – тоже чуть-чуть знакомую, о которой он когда-то слышал, но уж никак не ожидал, что так скоро здесь окажется! Проблем адаптационного периода не удаётся избежать никому.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически сложных проблем, а период адаптации пятиклассников – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для этого утверждения достаточно: у школьников происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. На смену учителю начальных классов приходят учителя-предметники, возрастает учебная нагрузка. Изменения условий обучения, разнообразие предъявляемых требований – это испытание для психики ребенка. Это проявляется в понижении работоспособности учащихся, к возрастанию тревожности, в неподчинении правилам поведения, развязности, неорганизованности и забывчивости. Как же избежать двух кризисов: возрастного (дети-подростки 10-12 лет): условно-педагогического (разные организации обучения) и облегчить адаптацию пятиклассников?
Исходя из особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Важно учитывать меры, способствующие снижению тревожности у детей.
1. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
2. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
- обязательные дисциплинарные правила (здороваемся стоя; не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе; опоздания не допускаются и т.д.).
- организация учебного процесса (наличие необходимых учебных пособий; соблюдение правил оформления тетрадей).
- отношения между детьми; между учителем и ребенком (проявлять уважение друг к другу; звонить и помогать заболевшим ученикам и т.).
Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
Педагог- психолог Гаврилова А.Н. |