Проблема, с которой в последнее время часто сталкиваются учителя начальных классов - это недостаточный уровень развития внимания и слабость слуховой памяти обучающихся. А без этих составляющих трудно представить качественный и эффективный процесс обучения.
Во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух.
Мы часто замечаем, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Ребята не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали.
Каковы же причины такого поведения детей?
1. Недостаток внимания и частая отвлекаемость. Очень важно, чтобы в процессе объяснения нового материала ребенок умел концентрироваться только на словах учителя, даже если тема не представляет особый интерес. Отвлекаемость приводит к поверхностному, обрывочному запоминанию. Понимание в таком случае не является полным.
2. Отсутствие внутренней установки. Эта вторая причина, которая негативно сказывается на слуховой памяти. Важно понимать, что установка как в обучении в целом, так и в отдельно взятой учебной задаче, например, запоминание и анализ услышанной информации, имеет огромное значение. Если в процессе работы у ребенка не возникает вопрос «зачем?» или на этот вопрос он не находит ответа, направляющего и мотивирующего его, то обучение несет лишь формальный характер.
3. Недостаточное развитие слуховой памяти. Частая причина плохого запоминания услышанной информации скрывается в ненатренированности слуховой памяти.
Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому одновременно надо тренировать и слуховую память, и слуховое внимание.
С целью развития речеслухового внимания и речеслуховой памяти учитель-логопед в 1 классе Батыревской СОШ №1 провела речевую игру «Витаминки для ума». Дети с удовольствием играли в игры: «Слушай, не зевай, слово лишнее называй!», «Запомни и повтори слова», «Исправь ошибки», «Что пропущено?», «Бывает, не бывает».
Учитель-логопед Шашкина И.Л. |