Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования.
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Очень много детей, которые имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта. По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, 33% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.
Говоря об инклюзивном образовании, очень важно понимать, каких целей мы хотим добиться в результате обучения. Мы хотим, чтобы он овладел знаниями, или мы хотим, чтобы он умел жить с другими детьми. Тут инклюзия выполняет обе задачи. Говоря о социализации таких детей, мы имеем в виду способность ребенка быть полезным, как себе, так и обществу, заниматься тем делом, которым ему интересно, а главное – быть самостоятельным.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при дизартрии - звукопроизношение.
5. Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия провожу индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 20 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
6.Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажёры, дыхательную гимнастику, упражнения на ориентацию в пространстве и собственном теле. При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
Шашкина И.Л. |