В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью большего удобства и эффективности не только процесса обучения, но и в прочих отраслях, в которых используется интеллектуальный труд и необходимо прилагать умственные усилия. Неоднократно замечено, мозг человека далеко не всегда воспринимает с восторгом то, что ему необходимо трудиться. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Напротив, яркие рисунки, графические изображения и слово, взрывающиеся ассоциативным рядом, гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие.
Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.
22 октября 2018 года на уроке литературы учащиеся 10в класса МБОУ «Батыревская СОШ №1» работали над составлением интеллект-карт при изучении новой темы: «Обзор русской литературы второй половины XIX века».
Учитель русского языка и литературы Федорова Н.Н. познакомила десятиклассников с основными событиями в общественной и культурной жизни России второй половины 19 века, с основными направлениями литературного процесса. Представленный учебный материал ребята закрепили в креативной форме. Учащиеся в группах создали интеллект-карты, выбрали спикеров, которые презентовали итоговый продукт группового творчества.
Ребята развивали в себе следующие умения: концентрировать внимание на описываемом объекте, моделировать; перекодировать информацию, представляя её в разной форме с использованием рисунков, символов; структурировать и систематизировать предметную информацию; находить связь между понятиями.
Обобщая первые шаги в экспериментальной работе по составлению интеллект-карт, можно сделать следующие выводы: использование метода интеллект-карт позволяет решать разнообразные задачи (познавательные, информационно-коммуникационные, рефлексивные); превратить обучение в увлекательное и творческое занятие; делает возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие памяти и мышления; сформированность общеучебных умений – аннотирование, конспектирование); эффективен при организации коллективной, индивидуальной деятельности, работы в группе, паре. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста. |