М.Исаковский. И.А.Крылову:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учащиеся 5в класса МБОУ «Батыревская СОШ №1» на уроках литературы вместе с учителем Федоровой Н.Н. совершили путешествие в басенный мир Ивана Андреевича Крылова. 12 и 13 октября 2018 года на уроках внеклассного чтения и развития речи ребята расширили представление о своеобразии басен Крылова, работали над обогащением словарного запаса, совершенствовали умение выразительно и осознанно читать басни, интерпретировать художественное произведение, а также умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Уроки содействовали воспитанию нравственных качеств учащихся. Предложенные виды деятельности способствовали развитию логического и ассоциативного мышления, речевой грамотности, эрудиции.
Проведена предварительная подготовка к реализации мини-проектов: класс разделён на творческие группы. Каждая группа получила задание по составлению книжек-малышек по разным направлениям: 1 группа провела работу по сопровождению полюбившихся басен собственными иллюстрациями; 2 группа сделала подборку крылатых слов, выражений и афоризмов из басен И.А.Крылова; 3 группа – сочинила кроссворды по произведениям великого русского баснописца.
Благодаря представленным работам Иван Андреевич Крылов стал ближе и понятнее всем ребятам не только как художник, но и как человек. Они пришли к выводу о том, что басни очень чётко и лаконично выражают то, о чём мы хотим сказать, но с трудом находим нужные слова.
Время на уроках, насыщенных впечатлениями, прошло незаметно. Ребята отметили многоплановость афоризмов. Обратили внимание на то, что крылатые слова охватывают все стороны жизни человека, как внешние, так и внутренние, как физические, так и духовные, нравственные, философские. Афоризмы учат нас жить, понимать и ценить окружающий мир и, что очень важно, несут в себе общечеловеческое, объединяющее начало. «С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека», - высказали мнение пятиклассники. Вскрыты в баснях самые опасные пороки человека: присвоение чужих достоинств и заслуг – «ворона в павлиньих перьях»; взаимная лесть - «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность - «медвежья услуга». Школьники сформулировали правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И.А. Крылова.
Учащиеся наперебой зарабатывали очки, быстро и правильно разгадывая кроссворды, определяя и мгновенно запоминая значения крылатых слов и афоризмов. Выявлены знатоки басен.
Думается, что и сегодня, в век цифровой связи, ребята не поспешат расставаться с героями удивительного баснописца. Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Пусть составленные собственными руками книжки-малышки с иллюстрациями к басням И.А.Крылова, удивительно глубокими афоризмами, занимательными кроссвордами пополнят классную библиотеку, станут для учащихся настольными, так как басни учат человечности, непримиримости к недостаткам, учат не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляют предпринимать попытки к собственному совершенствованию.
Учитель русского языка и литературы Н.Н.Федорова |