В МБОУ «Батыревская СОШ №1» идет активная просветительская работа среди обучающихся, родителей и педагогов по теме «Профилактики буллинга в школе». Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек». Буллинг (травля) буквально способна испортить ребенку детство и его школьные годы. Она способна изменить представление человека о себе, о других и об отношениях между людьми. Нужно помнить, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия, такие как: неуспеваемость в учебе, сложность сосредоточиться из-за постоянного стресса; постоянные пропуски занятий, потому что мысль о походе в школу вызывает страх и отвращение, что способствует развитию психосоматических заболеваний; нестабильная самооценка, зависящая от отношения к ребенку окружающих сегодня; тревожные и депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению; сложности с общением, потому что базовые потребности в безопасности и доверии были подорваны.
Буллинг состоит из трех основных активных точек, объединяющихся в схему: агрессор — жертва — наблюдатель. Стоит предупредить, что, располагая результатами диагностики, мы осознаем, что жертвами или буллерами может стать любой, достаточно сложно составить их точный портрет и найти причины, побудившие к подобному. Но тем не менее, можно выделить общие специфические черты каждого из субъектов травли. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что буллеров (обидчиков) характеризует высокая агрессивность, как физическая, что проявляется в основном у мальчиков, так и вербальная - у девочек. Жертвы- тревожные.
Трудно ли остановить травлю? И да, и нет.
У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет.
Педагог- психолог Гаврилова А.Н. |