В течение последних лет моей практики в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия и дислексия и обусловлена тем, что у ученика недостаточно «созрели» зоны коры головного мозга, отвечающие за распознавание речи и абстрактных символов, не сформированы психические процессы и фонематическое восприятие речи, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка, и не сформирован лексико-грамматический строй языка.
Чтобы привлечь внимание учителей к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению, учитель-логопед выступила перед учителями 1-ых классов по теме: «Причины возникновения дисграфии», где дала рекомендации учителям включать в уроки русского языка дидактические задания по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха. Это позволит значительно сократить количество ошибок, не связанных с применением орфографических правил русского языка, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление.
Своевременное выявление детей с дисграфией и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.
Учитель-логопед Шашкина И.Л.
|