Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Особо значимыми в деле патриотического воспитания являются уроки литературы. Именно на них мы приходим к выводу о том, что же такое патриотизм. Понятие патриотизма включает в себя:
-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-уважительное отношение к языку своего народа;
-заботу об интересах Родины;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;
-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
Памяти Зои Космодемьянской были посвящены уроки внеклассного чтения в 6 и 7 классах. О жизни и бессмертном подвиге юной партизанки узнали ребята из рассказа школьного библиотекаря и учителей литературы. Осенью 1941-го, когда враг стоял у Москвы, а наши готовились наступать, 18-летняя девушка, по сути вчерашняя школьница, проводила диверсии в тылу врага. В занятой фашистами деревне Петрищево она сожгла избы, где были немецкие командиры и связисты. Разведчица вывела из строя узел связи. Но сбежать не удалось, ее поймали и начали пытать. Но девушка так и не назвала ни своего имени, ни задание, по которому она прибыла в деревню. А уже утром 29 ноября Зою привели на площадь, где немцы построили виселицу, поставили три деревянных ящика, а вокруг согнали всех жителей деревни. Так казнили Зою Космодемьянскую - первую женщину - Героя Советского Союза, удостоенную этого звания в военное время. Она мечтала поступить в литературный институт. Но все планы перечеркнула война.
Ребята внимательно слушали рассказ о юной партизанке, сопровождённый демонстрацией презентации; познакомились с произведениями, посвящёнными подвигу Зои Космодемьянской. Завершая мероприятие, учащиеся 6 класса попробовали ответить на вопросы: 1) кого можно назвать героем? 2) только ли на войне можно проявить героизм? 3) есть ли место подвигу в мирное время?
Для учащихся 7 класса мероприятие завершилось просмотром художественного фильма «Зоя» режиссёра Лео Арнштама, снятого в 1944 году на киностудии «Союздетфильм» (восстановлен в 1967 году на киностудии имени Горького). Фильм не только рассказал о героическом поступке, но и показал весь путь становления партизанки: воспитание волевого, бесстрашного, настойчивого, смелого характера Зои дома и в школе. Картина завершается словами о вере в Победу, сказанными за мгновение до гибели, которые, как и сама Зоя Космодемьянская, стали символом мужества и стойкости всего советского народа. В своих ответах на вопросы учителя, заданные в ходе просмотра, учащиеся проявляли сочувствие и сострадание героине фильма, а глаза их наполнялись слезами.
Сохранить память о таких героях и воспитывать молодёжь на их примерах – прямая обязанность классных руководителей и учителей литературы, которые, неся ответственность за патриотическое воспитание, не могут не заострить внимание подрастающего поколения на проявленных в период Великой Отечественной войны бессмертных подвигах.
Учителя русского языка и литературы Афанасьева В.Н. и Ёлкина О.Г. |