За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности.
Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой, - могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
Учащиеся 10а класса после знакомства с поэмой М.Ю. Лермонтова «Демон» решили поработать над проектом «Образ Демона в искусстве». Класс разбился на три группы, каждая из которых определила цели и задачи своего участия в данной работе. Первая группа решила поработать по теме «Образ Демона в творчестве А.А. Блока». Взяли два одноимённых стихотворения поэта 1910 и 1916 года «Демон» и выполнили глубокий сопоставительный анализ этих произведений.
Исследуя стихотворения А.А. Блока, сделали следующие выводы:
– В стихотворении 1910 г. Демон более похож на лермонтовского героя своей влюбленностью, надеждой на перемены.
– В обоих произведениях Блока встречаются аллюзии на строки поэмы Лермонтова.
– Цветовой фон произведения напоминает картины Врубеля.
– В стихотворении 1916 г. Демон демонстрирует власть над соблазненной им женщиной, проявляя жестокость и равнодушие.
Вторую группу заинтересовала тема «Образ Демона в живописи». В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому М.А. Врубель, художник-модернист конца 19 века исполнил 30 иллюстраций, в основном это были иллюстрации к поэме «Демон». Используя красочную презентацию, учащиеся рассказали о триптихе Врубеля: «Демон летящий», «Демон поверженный», «Демон сидящий».
Рассмотрев картины М.А. Врубеля, пришли к следующим выводам:
– «Демон (сидящий)» похож на лермонтовского героя, но более очеловечен, печален.
– Оба Демона М.А. Врубеля контрастны.
– Сидящий Демон полон сил, он много размышляет о своей жизни, возможно, раскаивается в своей гордыне, ставшей причиной изгнания и отрешенности. Демон поверженный изображен художником как дух, потерпевший поражение в поединке с Богом.
– Картины написаны в традиционной для Врубеля цветовой гамме, оригинальном композиционном принципе.
Третья группа работала по теме «Опера Рубинштейна «Демон». Ребята подготовили биографическую справку о композиторе, рассказали об истории создания оперы, о современной постановке в театре «Новая опера». Завершая своё выступление, дали прослушать фрагмент оперы.
Работая над проектом, пришли к выводу: зло привлекательно, заманчиво, коварно, и у человека не всегда хватает духовных сил, чтобы избежать его пагубного влияния.
Произведения поэтов и художника показывают, что Демон вредит людям, искушает их, преследуя личные цели, поэтому доверчивость людей выгодна Демону.
Учитель русского языка и литературы Афанасьева В.Н. |