В настоящее время в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения.
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правильным звукопроизношением, имеют хороший словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, процесс овладения грамотой не у всех проходит одинаково. Некоторые дети, поступившие в школу, не способны в полной мере овладеть письмом и чтением за букварный период.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Недостаточная сформированность фонематического восприятия – одна из причин нарушения письменной речи. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по установлению звуковой структуры слова. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения слова на составные элементы – фонемы. Нарушение фонематического восприятия приводит к смещению звуков и заменам их в устной речи, а также заменам соответствующих букв на письме, перестановке букв и слогов, слитном написании слов в предложении.
С целью развития фонематического восприятия, развития связной речи, закрепления произношения свистящих и шипящих звуков учитель-логопед МБОУ «Батыревская СОШ №1» в 1 классе провела логопедический досуг-мероприятие «Весёлые звуки».
Для проведения мероприятия дети разделились на две команды: «Свистелки» и «Шипелки». Соревнование начали с приветствия. Далее дети играли в игры «Доскажи словечко», «Поможем буквам», «Смешинки», отгадывали загадки со свистящими и шипящими звуками, придумывали слова с этими звуками. Все были внимательные, активные и старались дать правильные ответы.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произношения, правильной слоговой структуры слова, основой овладения грамматическим строем языка, успешного овладения навыками письма и чтения.
Учитель-логопед Шашкина И.Л. |