В этом году в первый класс пришли дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи.
У некоторых детей нарушения звукопроизношения осложняются вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с недостатками в лексико-грамматическом строе речи. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий.
С целью формирования лексических представлений, развития грамматического строя речи, совершенствования связной речи в 1 классе учитель-логопед провела логопедическую игру «Сказочная страна. Город Всезнайкин».
Дети вместе с логопедом отправились в путешествие по воображаемому городу Всезнайкин. В пути ребята остановились возле магазинов «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь», «Посуда». В ходе игр закрепляли согласование числительного «один», «одно», «одна» с существительными; правильное образование существительных именительного падежа, множественного числа; навык образования относительных прилагательных; правильное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов имён существительных. Каждый старался ответить правильно на вопрос и набрать больше всех фишек. Но в конце игры определился всего один победитель.
Учитель-логопед И.Л. Шашкина |