
Ни для кого не секрет, что в системе школьного исторического образования в настоящее время происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы обусловили разработку и практическую реализацию системы активных методов обучения.
Метод докладов является одним из эффективных способов активизации учебного процесса на уроках истории, особенно в 7 классе, когда учащиеся начинают углубляться в изучение более сложных исторических событий и явлений. Этот метод не только способствует развитию исследовательских навыков, но и формирует у школьников критическое мышление, умение работать с информацией и выступать перед аудиторией.
Одним из основных преимуществ метода докладов является возможность углубленного изучения темы. Ученики выбирают интересующие их аспекты исторических событий, что позволяет им не только ознакомиться с материалом, но и проявить инициативу в его исследовании. Это способствует формированию у них более глубокого понимания предмета, а также развивает навыки самостоятельного поиска информации.
Кроме того, подготовка и представление доклада помогает учащимся развивать ораторские навыки. Выступая перед классом, они учатся четко и логично излагать свои мысли, что является важным навыком не только в школе, но и в будущем. Также это способствует развитию уверенности в себе, так как учащиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией.
Для успешного проведения урока с использованием метода докладов необходимо заранее продумать структуру и организацию работы. Важно четко определить темы докладов, которые будут интересны и актуальны для учащихся. Темы могут варьироваться от изучения конкретных исторических личностей до анализа значимых событий и их последствий.
После выбора темы ученикам следует предоставить рекомендации по подготовке доклада. Они должны изучить различные источники информации: учебники, научные статьи, интернет-ресурсы. Важно также обучить их основам работы с информацией: как выделять главное, как делать выводы и формулировать собственное мнение.
На уроке учитель должен создать атмосферу поддержки и заинтересованности. Каждый ученик, представляющий свой доклад, должен чувствовать себя комфортно. Важно поощрять вопросы со стороны одноклассников, что способствует активному обсуждению и обмену мнениями. Учитель может задавать уточняющие вопросы или предлагать дополнительные аспекты для обсуждения, чтобы углубить понимание темы.
Также можно организовать оценивание докладов. Это может быть как самооценка учащихся, так и оценка со стороны одноклассников и учителя. Такой подход поможет развить у учеников критическое мышление и умение конструктивно воспринимать критику.
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Как показал анализ использования активных форм более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:
•могли связать новый материал с предыдущим;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Учитель истории и обществознания Шепеева А.М. |