Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
В рамках акции «Молодежь за ЗОЖ» с целью развить у детей правильное речевое дыхание, в 1 классе МБОУ «Батыревская СОШ №1» учитель-логопед провела внеклассное мероприятие на тему: «Дыши правильно».
Вначале она рассказала о параметрах правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (дети могут сами себе зажать ноздри, чтобы они ощутили, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
После детям были предложены разные игры «Косари», «Чей паровоз гудит дольше?», «Накачаем насос», «Песенка гуся», «Фокусники», «Листопад». Дети с удовольствием выполняли упражнения.
Такие дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Учитель-логопед Шашкина И.Л. |