1 декабря в России впервые отмечается профессиональный праздник — День математика. В 10 классе прошло занятие «Россия математическая: профессиональные траектории», посвящённое не отрасли, а целой науке, которая лежит в основе множества открытий и достижений! А раскрыли тему и делились своим опытом лучшие преподаватели и профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова!
О математике говорят, что это язык вселенной. С её помощью мы описываем орбиты планет, строим городские небоскрёбы и программируем компьютеры. Однако, как и любой другой язык, она требует от нас творчества и смелости, а безграничные горизонты математических открытий начинаются как раз именно там, где заканчиваются привычные правила.
Одним из ярких представителей математического сообщества, который нарушал привычные всем правила и перевернул представление о том, что такое математика и геометрия, является русский математик Николай Иванович Лобачевский. Он доказал, что существует другой мир, где параллельные прямые могут пересекаться, а сумма углов треугольника может быть меньше 180 градусов. Это кажется невероятным, но это правда! Это доказывает, что математика безгранична и что даже самые смелые идеи могут привести к важным научным достижениям и открытиям!
В ходе занятия выяснили, какое изобретение или достижение в мире могло бы вообще не появиться, если бы математика не существовала и какое влияние это могло бы оказать на нашу жизнь. Во-первых, не появилось бы интернета и технологий связи. Без математики передача данных через интернет была бы невозможна. Мы бы не смогли использовать социальные сети, отправлять электронные письма или работать с онлайн-платформами. Не было бы авиастроения. Математические модели и расчёты необходимы для проектирования самолётов и космических кораблей. Медицинские технологии: все современные медицинские технологии, включая диагностику, медицинские изображения и анализ данных, - зависят от математики. Например, без математических методов не было бы МРТ или ультразвукового сканирования. Архитектура и строительство - математика играет ключевую роль в проектировании зданий и сооружений. Без расчётов прочности материалов и геометрии невозможно было бы создать надёжные конструкции. Экономика и финансы - без математики не существовало бы современных финансовых систем, включая банковские операции и инвестиции.
Математика действительно является основой множества достижений, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и интересной. Без неё невозможно представить ни современные технологии, ни сложные инженерные проекты, ни точные медицинские методы.
Например, математик-прикладник занимается решением практических задач с помощью математических методов. Он использует математику для решения реальных проблем в науке, инженерии, экономике и других областях. Математик-теоретик исследует саму математику. Он изучает новые математические концепции, теоремы и доказательства без непосредственного приложения их к реальным проблемам. Его работа часто направлена на развитие математической науки и расширение наших знаний о математике в целом. Математик-преподаватель обучает других математике. Он может работать в школе, колледже или университете, помогая студентам понять математические концепции и развивать навыки решения задач. Его главная задача — передать знания и увлечь учеников предметом.
Математик-прикладник решает практические задачи, теоретик исследует математику как науку, а преподаватель учит других математике. Выяснили насколько тесно математика связана с производительностью труда. Знание основ математики не только помогает принимать более разумные финансовые решения в повседневной жизни, но и способствует развитию экономики в масштабах страны.
Одна из ключевых задач, обозначенных в национальных целях развития России до 2030 года и на перспективу до 2036 года, — это повышение производительности труда. Для лучшего понимания этой темы решили интересную задачу.
В экономическом трактате XVIII века был приведён пример значительного роста производительности труда при переходе к мануфактурному производству булавок. Когда рабочие трудились в одиночку, выполняя весь процесс самостоятельно, каждый из них в день производил в среднем 20 булавок. Однако на мануфактуре производственный процесс разделили на отдельные операции: один рабочий тянул проволоку, другой — выпрямлял её, третий — обрезал, четвёртый — заострял конец, пятый — готовил место для головки и так далее. Благодаря такой организации труда 10 рабочих на мануфактуре стали производить в день в среднем 48 тысяч булавок.
Математика — это нечто большее, чем просто школьный предмет. Это универсальный язык будущего! Математика даёт мощные инструменты: логическое мышление и творческий подход к задачам. Мир меняется и новое поколение будет задавать его направление. Используйте возможности математики, и перед вами откроются горизонты, о которых вы даже не мечтали!
Учитель математики Азмукова Г.С.
|