Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения.
Нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка, приводит к снижению успеваемости по всем предметам.
Многие специалисты считают, что причиной возникновения трудностей чтения является нарушение или недоразвитие сенсомоторной стороны речи, навыков языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связной речи.
У детей с трудностями формирования навыка чтения может отмечаться выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.
У детей с трудностями формирования навыка чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга.
В целях формирования и развития навыков, способствующих качественному обучению чтению, в 1 классе учитель-логопед провела коррекционно-развивающие игры и упражнения. При регулярном выполнении таких упражнений улучшится не только техническая, но и понятийная сторона процесса чтения.
Для расширения возможностей памяти было предложено упражнение «Назови и покажи», для развития переключаемости внимания поиграли в игру «Шифровки», где задача ребёнка заключалась в замене цифры соответствующими буквами и записи на строке получившегося слова. Поиграли в игру «Прятки», которая позволяет в дальнейшем избежать пропусков при списывании и «проглатывании» целых слогов при чтении. Некоторые игры у детей вызывали трудности, но они очень старались и находили правильные ответы.
Учитель-логопед Шашкина И.Л. |