15 марта международная общественность отметила Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1962 году.
Тогда в выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.
Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Впервые этот День был отмечен 15 марта 1983 года и с тех пор проводится ежегодно.
В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона "О защите прав потребителей" 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года.
В 2020 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель». Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.
Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.
16-17 марта в МБОУ «Батыревская СОШ №1» классные руководители и учителя обществознания, экономики рассказали обучающимся о защите прав потребителей, о правилах продажи товара, о качестве товаров и услуг, о возможности обмена или возврата товара, об услуге в сфере общественного питания. Ребята узнали об истории праздника, а также познакомились с понятием «потребительская культура» и «сертификация товара». Провели беседы на тему: «Интернет - магазины: преимущества и риски», «О совершении защиты прав онлайн-потребителей в России».
Правовая осведомленность граждан — более действенный механизм контроля над исполнением производителем взятых на себя обязательств. Если подавляющая часть общества будет знать свои права и не бояться их отстаивать, у производителя просто не останется выбора, кроме как поставлять на рынок товар заявленного качества.
Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан. |