Суббота, 20.04.2024, 10:00

Главная » 2022 » Сентябрь » 19 » Разговоры о важном: «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского»
Разговоры о важном: «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского»

Сегодня, 19 сентября, в Батыревской СОШ №1 прошло третье внеурочное занятие «Разговоры о важном».  Тема урока - «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского».

Урок для учащихся 1–2 классов называется «Мечтаю летать». Ребятам рассказали о жизни и деятельности изобретателя и ученого Константина Циолковского. У него рано умерла мать, в 10 лет он простудился и в результате осложнения почти полностью оглох. Читать семилетний Костя научился сам по книжкам «Сказки». Играть с друзьями ему мешала глухота. Мальчик увлекся конструированием, к окончанию гимназии соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями. Учиться в гимназии глухому мальчику было непросто: он почти не слышал учителей. И в университете Циолковский тоже не смог учиться из-за глухоты. Все знания он осваивал самостоятельно: много читал, изучал математику. Вопреки болезни, мальчик много мечтал и стремился к знаниям.

Ребята вместе с классными руководителями поговорили о таких качествах личности, как целеустремленность, умение мечтать, желание творчески подходить к делу. С интересом посмотрели видеоролик о мечте человечества – полетах в космос, о роли Циолковского в реализации этой мечты. Совершили путешествие по интерактивной карте, узнали о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого в разработки, связанные с космическими полетами. В конце занятия выполнили интерактивные задания по итогам путешествия, а также на знания космических устройств.

В ходе урока учащихся 3–4 классов узнали о детских годах Циолковского, его учительской деятельности и вкладе в развитие космической отрасли нашей страны. Кроме преподавания, Константин Эдуардович занимался физическими опытами, астрономией, писал научные статьи. Он построил и запустил в небо воздушный шар, сконструировал дирижабль. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана, батискафа. Он придумал ракету, изобрел реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций. Его называют отцом космонавтики. По итогам занятия ребята выполнили два интерактивных задания.

Тема урока для школьников 5–7 классов «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский). Занятия прошли в форме эвристической беседы. В интерактивной игре учащиеся вспомнили информацию, связанную с освоением космоса, что позволило сформулировать цель урока. Школьники поработали в группах с карточками, где описаны биографии известных ученых, чья жизнь была связана с космосом, космическими исследованиями. Продолжение разговора о мечте и героизме. Дети выполнили интерактивное задание в форме викторины «Что? Где? Когда?».

Из видеофильма ученики узнали о том, что Циолковский предложил особое ракетное топливо, разработал модели ракет, предложил создавать орбитальные космические станции. Все свои силы он отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма», «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. Главным проектом Циолковского в тот момент был дирижабль.

Интерес к полетам над землей у Циолковского перерос в любовь к звездам, к далеким галактикам. В 1903 году он окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В сентябре 1935 года Циолковский скончался, но за несколько месяцев до этого выступил на радио перед слушателями и выразил уверенность в том, что космические путешествия будут осуществлены, и что многие радиослушатели будут свидетелями освоения космического пространства. И 4 октября 1957 года весь мир облетело сообщение: в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата стала началом космической эры. Именно об этом так долго мечтал Константин Эдуардович.

Учащиеся 8–9 классов узнали о развитии астрономических знаний в истории человечества, об отдельных эпизодах жизни и творчества Циолковского. Затем выполнили групповую работу с текстом биографии ученого и интерактивное задание в виде викторины «Что? Где? Когда?».

Циолковский с детства, на протяжении своих 78 лет жизни, Циолковский «болел» идеей освоения космического пространства. Он опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей. Несмотря на то, что Циолковский жил в Калуге, вдали от научных центров, не владел ни одним иностранным языком, он вел большую переписку с 7 зарубежными учеными, стремился распространять свои труды, заботясь не столько о своем приоритете, сколько об авторитете своей Родины. В 1909–1911 гг. ученому удалось запатентовать изобретение дирижабля в девяти странах: России, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, США и Великобритании.

Учащиеся 10–11 классов узнали о гражданском подвиге Циолковского во имя науки и своей страны, о выдающихся открытиях Циолковского, о его роли в освоении космоса. Интерактивное задание было организовано в виде викторины. В ходе беседы ученики вспомнили о научных открытиях выдающихся ученых нашей страны М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева и многих других.

Просмотров: 115 | Добавил: batyr1school | Рейтинг: 0.0/0